Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны.. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, взрослый вовлекает детей в игры с помощью игрушки. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп.
При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям. Педагог отмечает успехи детей в игре. Дети должны учиться ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.
Подвижная игра — средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки. Смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей. В подвижных играх ребёнок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Это оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение, увеличивается словарный запас. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их развивает выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота.
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры в основном коллективные. Игры этого вида используются во всех возрастных группах.
Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости.
К сложным играм относятся спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. У детей всех возрастов огромная потребность в игре. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических, умственных способностей.